Проект «Небесные своды» Дэвида Стивенсона

Дэвид Стивенсон (David Stephenson) родился в 1955 году в США. Профессии фотографа обучался в Австралии, куда перебрался в 27 лет. В 1993 году Дэвид начал проект «Купола», а в 2003 – «Своды», в рамках которых нацеливал свои фотокамеры на удивительные своды средневековых церквей, соборов и базилик Европы. Калейдоскопические фотографии раскрывают сложные бесконечные геометрические структуры и элементы декора. Все они наполнены чувством присутствия некой божественности.

Позже Дэвидом были выпущены книги-альбомы под названием «Взгляды с небес: Купол в европейской архитектуре» (Visions of Heaven: The Dome in European Architecture, 2005) и «Небесные своды: От романского стиля до готики в европейской архитектуре» (Heavenly Vaults: From Romanesque to Gothic in European Architecture, 2009) с фотографиями этих проектов.

В альбомах, где сплошь одни иллюстрации, представлено около полуторы сотни наиболее известных куполов со всей Европы, в том числе и из России. Начинается обзор с купола Пантеона и охватывает античность, византийское искусство, романский и готический периоды, исламское искусство, ренессанс, барокко, и весь ХІХ век. Современные купола, вполне возможно из-за большого их разнообразия, не рассматриваются, однако и представленные дают пищу для ума.

За 6 лет своих путешествий по храмам и соборам Европы американский фотограф запечатлел огромное количество сводов. Потолки храмов Дэвид снимал, лежа на полу в центральной точке зала.

Проект «Небесные своды» Дэвида Стивенсона
Церковь Сант-Иво алла Сапиенца, Рим, Италия Церковь Сант-Иво алла Сапиенца (итал. Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza) - католический храм в Риме, шедевр римского барокко XVII века, яркое и отточенное творение великого Борромини, одна из признанных вершин его мастерства. Шестиугольная форма церкви, как полагают, служит отсылкой к форме пчелиных сотов, поскольку пчела (символ божественной мудрости) — геральдическое животное семьи Барберини, представителем которой был папа Урбан VIII. Внутренний свод купола повторяет мотив звезды, плавно перетекая в самом верху в лаконичный круг фонаря. Шесть окон купола заливают белоснежный с позолотой стукковый зал церкви потоками света. Несмотря порой для обилие и иногда излишество декора, у всех куполов чётко прослеживаются конструктивные и тектонические принципы, будь то ребристый купол, кессонного типа, или купол на парусах, или русский шатёр.
Проект «Небесные своды» Дэвида Стивенсона
Церковь Валь-де-Грас, Париж, Франция Валь-де-Грас построена по распоряжению Анны Австрийской недалеко от Пантеона. Архитектором является Франсуа Мансар, и это — одно из самых значительных его произведений. В основе композиции плана лежит традиционная схема купольной базилики. Центральный неф достаточно широкий и перекрыт цилиндрическим сводом. Купол находится над средокрестием. Фасад здания, как и фасад церкви в Сорбонне, обращён к традиционному решению фасада, характерному для римского барокко. На фасаде видны два фронтона. Для декора использовалась обработка рустами. Этот приём заключается в том, что пилястры заменяются рустованными лопатками. Фронтон второго этажа очень удачно расположился над фронтоном первого. В мощных спиральных валютах, которые связывают первый этаж со вторым, сказывается скрытое течение барокко. Купол очень мощный, размешён на высоком барабане. Взаимосвязь между частями усложнена тяжёлым декором. Вертикальная доминанта здесь подчёркнута ещё сильнее, чем в церкви Сорбонне. Пучки пилястр, членящие барабан, более мощные, и вся церковь выглядит более массивно, чем первая купольная церковь Парижа. Строительство было завершено уже после смерти архитектора. Данный храм принято считать самым барочным. Валь-де-Грас великолепно сохранилась до наших дней.
Проект «Небесные своды» Дэвида Стивенсона
Сан-Карло алле Куатро Фонтане, Рим, Италия Сан-Карло алле Куатро Фонтане (итал. San Carlo alle Quattro Fontane, также San Carlino, что значит «церковь св. Карла у четырёх фонтанов») - эталон причудливой барочной криволинейности, спроектированный и построенный в Риме одним из самых экстравагантных мастеров барокко — Франческо Борромини. Строилась она по борроминиевскому проекту в 1638—1677 гг. и была освящена в честь канонизированного миланского кардинала и реформатора церкви Карло Борромео, а также Пресвятой Троицы. В 1999 году основательно отреставрирована. У церкви углы срезаны и возле них расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда название — алле Куатро Фонтане. Фигуры ангелов поддерживает большой овал с изображением герба. Внутреннее убранство выполнено в белом цвете и считается первым творением эпохи расцвета римского барокко. Здание в плане образует овал, перекрытый куполом, по сторонам расположены 2 небольшие капеллы. Капелла в нижней части церкви была предусмотрена как место захоронения архитектора, однако покончивший с собой Борромини был похоронен рядом с дядей Карло Мадерно в Сан-Джованни-деи-Фиорентини.
Проект «Небесные своды» Дэвида Стивенсона
Кафедральный собор, Падуя, Италия Кафедральный собор Падуи (итал. Duomo di Padova), также Собор Успения Девы Марии (итал. Cattedrale di Santa Maria Assunta) - католический собор в городе Падуя, Италия. Кафедральный собор епархии Падуи, памятник архитектуры, освящён во имя Успения Богородицы. Носит почётный статус «малой базилики». С правой стороны к собору примыкает баптистерий XII века, в котором сохранились фрески XIV века. Современное здание - третье соборное здание на этом месте. Первое было построено в IV веке после опубликования Миланского эдикта и было разрушено землетрясением в 1117 году. Собор был заново построен в романском стиле, его внешний вид можно видеть на фресках Джусто ди Менабуои в прилегающем к собору баптистерии. Проект существующего собора в стиле ренессанс был разработан архитекторами Андреа делла Валле и Агостино Ригетто, по некоторым данным - под руководством Микеланджело. Работы начались в 1551 году, однако закончены только в 1754 году, причём главный фасад так и остался недоделанным. В левом нефе собора находится захоронение святого Грегорио Барбариго, кардинала, дипломата и учёного, канонизированного в 1960 году.
Проект «Небесные своды» Дэвида Стивенсона
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, Москва, Россия Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм Московской епархии, является шедевром мировой архитектуры, первым каменным шатровым храмом в России. Легенда связывает строительство храма с рождением Ивана IV, долгожданного наследника великого князя. В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым. Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами. Здание входит в комплекс музея-заповедника «Коломенское»; Всемирное наследие ЮНЕСКО (с 1994 года).
Проект «Небесные своды» Дэвида Стивенсона
Голубая мечеть, Стамбул, Турция Голубая мечеть или Мечеть Султанахмет (тур. Sultanahmet Camii) - мечеть в Стамбуле. Насчитывает шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких - на внешних углах. Считается выдающимся образцом исламской и мировой архитектуры. Мечеть расположена на берегу Мраморного моря в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет напротив музея Ая-София. Мечеть является одним из символов города. Архитектура мечети сочетает в себя два стиля — классический османский и византийский. Для строительства мечети был использован камень и мрамор. Название «Голубая мечеть» мечеть получила благодаря огромному количеству (более 20 тыс.) белых и голубых изникских керамических изразцов ручной работы, которые использовались в декорациях интерьера. Центральный зал размером 53х51 метр накрыт куполом диаметром 23,5 метров и высотой 43 метра. Купол и полукупола украшены надписями - сурами из Корана и изречениями пророка Мухаммеда, которые были искусно выполнены Сейидом Касымом Губари из Диярбакыра. Купол опирается на четыре огромные колонны, диаметром по 5 метров. В узорах мечети преобладают растительные мотивы - традиционные тюльпаны, лилии, гвоздики и розы, а также орнаменты различных цветов на белом фоне. Кроме того, было подсчитано, что для узоров керамических плиток было использовано более 50 вариации изображения тюльпанов. Внутри мечеть хорошо освещена - свет падает из 260 окон.
Проект «Небесные своды» Дэвида Стивенсона
Собор Святого Марка, Венеция, Италия Собор Святого Марка (итал. Basilica di San Marco - «базилика Сан-Марко») - кафедральный собор Венеции (до 1807 года придворная капелла при дворце дожей), представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе. Располагается на площади Святого Марка, рядом с Дворцом дожей. Базилика была построена для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 года были привезены из Александрии в Венецию. Строительство было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году, а завершено в 832 году его братом дожем Джованни Партечипацио. Поскольку здание первой базилики не сохранилось, то о её облике можно судить лишь по археологическим раскопкам, выполненным в ходе реставрации крипты собора, когда была обнаружена древняя кладка стен. Считается что церковь была построена в форме латинской базилики типа равеннских (Сан-Витале) и занимала место нынешней крипты. Купол, установленный над её центральной частью, находился над местом захоронения мощей апостола Марка. Базилика была повреждена пожаром, возникшем в 976 году в ходе дворцового переворота, когда дож Пьетро Кандиано был смещён дожем Пьетро Орсеоло. Пожар, начавшийся во Дворце дожей, перекинулся на северо-западную часть собора и нанёс ему серьёзные повреждения. Строительство (исследователи считают, что эта была реставрация здания) современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071—1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере, который был захоронен в галерее на месте современного нартекса собора. Крестовокупольная пятиглавая церковь была возведена по образцу константинопольского храма Апостолов. На протяжении последующих столетий церковь непрерывно расширялась и украшалась: в 1159 году начались работы по облицовке собора мрамором, в XII веке были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в 1343—1354 годы были пристроены баптистерий и капелла святого Исидора, в XV веке — капелла Масколи и сакристия (1486—1493 годы), в 1504—1521 годах капелла Дзен. Собор, построенный в форме греческого креста, имеет пять куполов: четыре над ветвями креста и центральный над средокрестием. Купола были созданы в XIII веке во время правления дожа Себастиано Дзиани. На их архитектуру оказали влияние восточные церкви и мечети, знакомые венецианским купцам и участникам крестовых походов. Купола выложены из кирпича и установлены на невысоких барабанах с окнами по периметру, снаружи их покрывает деревянный каркас, облицованный свинцовыми пластинами. Каждый из куполов собора увенчан маковкой, на которой закреплён крест, обращённый в направлении четырёх сторон света, увенчанный позолоченным шаром. Диаметр центрального купола составляет 13 метров и возвышается над полом базилики на 28,15 метров. Собор, украшенный многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов. В 1987 году собор в числе прочих венецианских памятников вошёл в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Проект «Небесные своды» Дэвида Стивенсона
Зал двух сестер, Альгамбра, Гранада, Испания Альгамбра (исп. Alhambra, от араб. قصر الحمراء‎‎ каср аль-хамра - «красный замок») - архитектурно-парковый ансамбль, расположенный на холмистой террасе в восточной части города Гранада в Южной Испании. В настоящее время является музеем исламской архитектуры. Зал двух сестер - центральная комната покоев султанши. Обязана своим названием двум большим мраморным плитам пола, разделенным фонтаном. Особо выразителен здесь восьмигранный купол с мукарнами, который опирается на тромпы, также покрытые мукарнами. Сотовый свод, мукарны, мукарнасы (исп. muqarnas, араб. مقرنص‎‎), сталактиты — характерный элемент традиционной арабской и персидской архитектуры; разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранёных впадин-гексагонов, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты. Данная ячейка-элемент свода также называется собственно мукарной или сотой. Эти ячейки образуют декоративные выступы призматической формы, которые нависают друг над другом. Мукарны могут использоваться в качестве архитектурного элемента (создавать свод) или иметь только орнаментальную функцию.
Проект «Небесные своды» Дэвида Стивенсона
Пармский собор, Италия Кафедральный собор Пармы посвящён Успению или, по католической традиции, Вознесению Пресвятой Богородицы. Он находится в центре города, на Соборной площади (piazza del Duomo). Рядом с собором расположены Епископский дворец и баптистерий. На месте нынешнего собора уже в V-VI веках стояла раннехристианская базилика, посвящённая Пресвятой Деве Марии. Эта базилика, скорее всего, была возведена на месте языческого храма. Пармский собор является одним из важнейших памятников падуанского (или эмилиано-ломбардского) романского стиля в северной Италии. Храмы в подобном архитектурном стиле можно видеть в Кремоне и Пьяченце. Фасад прост по форме. Он состоит из одной части, над которой поднимается двускатная крыша. Если снаружи собор сохранил романский облик, то внутри многое было переделано в последующие эпохи. Некоторые из боковых капелл сохранили свой первоначальный готический вид и фресковые росписи. Главный неф, купол, трансепт демонстрируют результат работ, проведённых в эпоху Возрождения. Главный неф был расписан фресками художником Гамбарой (XVI век). Купол собора, опирающийся на восьмиугольный барабан, был расписан Корреджо (1526 - 1530, «Вознесение Богородицы»). Композиция «Вознесения Богородицы» как бы закручивается по спирали, в центре - Иисус, спускающийся, чтобы принять душу Богоматери. Оригинальная композиция этой фрески, искусное сочетание архитектурных и живописных элементов впоследствии оказали большое влияние на становление стиля барокко в живописи, хотя современники художника не обратили на эту работу особого внимания. Кисти Корреджо принадлежат и изображения четырёх святых покровителей Пармы в парусах купола.
Проект «Небесные своды» Дэвида Стивенсона
Капелла коннетаблей, Бургосский собор, Испания Кафедральный собор в Бургосе был заложен в 1221 году как главный храм королевства Кастилия. Строительство собора началось по указу короля Кастилии Фердинанда III на месте бывшей романского собора. В 1260 году был освящен алтарь, после чего на протяжении 200 лет никакие строительные работы не проводились. Работы по дальнейшему возведению собора были продолжены в XV веке и завершены к концу XVI века. Четыре колонны трансепта собора поддерживают его главный купол в форме звезды с изображениями апостолов и пророков. Под его сводами расположена усыпальница испанского национального героя Сида Кампеадора и его супруги Доньи Химены. Они были здесь захоронены в 1921 году. Здесь же с 2007 года находится Тисона - меч, по легенде принадлежавший Сиду. В одной из восточных апсид собора, построенных во времена ренессанса (в XV—XVI веках), расположена восьмиугольная Капелла коннетаблей с изящным сводом, где захоронены Верховный Коннетабль Кастилии Веласко, его супруга и потомки. Собор является наиболее ярким памятником испанской готики. Его гигантская аркада стала атрибутом храмов испаноязычного мира (особенно в Южной Америке). В 1984 году собор был объявлен памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Проект «Небесные своды» Дэвида Стивенсона
Пантеон, Рим, Италия Пантеон (др.-греч. πάνθειον - храм или место, посвящённое всем богам, от др.-греч. πάντες - все и θεός - бог) - «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Представляет собой большое инженерное достижение античности. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda). По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский. Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Купол состоит из окружностей, которые легко прочитываются благодаря кессонированному потолку. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы. Предполагают, что в древности поверхность купола украшали розетки или звезды, однако документальных подтверждений этому нет. К основному объему храма примыкают ниши, отделенные от центрального зала коринфскими колоннами. Кольцевой аттик отделяет колоннаду от внутренней поверхности купола, на которой расположены пять рядов квадратных кессонов. Через круглое отверстие в своде диаметром 9 метров в храм проникает дневной свет. Это отверстие в крыше - одна из особенностей Пантеона. В полдень через него проникает наиболее сильный световой столб (ориентация на юг). Свет очень ощутим, он «не растекается», а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым. 1 ноября 609 года языческий храм был освящён как христианская церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires), потому что византийский император Фока подарил его папе Бонифацию IV. С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых.
Проект «Небесные своды» Дэвида Стивенсона
Кёльнский собор, Кёльн, Германия Кёльнский собор (нем. Kölner Dom) -- римско-католический готический собор в немецком Кёльне. Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и внесён в список объектов Всемирного культурного наследия. Строительство главного храма Кёльнской архиепископии велось в два приёма — в 1248—1437 гг. и в 1842—1880 годах. По окончании строительства 157-метровый собор на четыре года стал самым высоким зданием мира. В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом, требующим едва ли не ремонта. 15 октября 1880 года, когда на вершине Южной башни был уложен последний камень, сооружение собора, продлившееся в общей сложности 632 года, было полностью завершено. Над кругом хоровых часовен, создающим впечатление цоколя, возвышаются отдельные контрфорсы, переходящие вверху в арочный свод с множеством вершин. Между ними хорошо просматриваются окна главных хоров с изящным ажурным орнаментом и богато украшенными фронтонами. Крутые подсводные стены переходят в коньки с позолоченными концами и увенчаны на восточной стороне золотым крестом, возвышающимся на этом месте над городом и Рейном уже более 700 лет.
Проект «Небесные своды» Дэвида Стивенсона
Сент-Шапель, Париж, Франция Святая капелла (Сент-Шапель) (фр. Sainte Chapelle) - готическая часовня-реликварий на территории бывшего Королевского дворца (затем Консьержери) на острове Сите в Париже. Возведена Людовиком Святым в 1242-1248 гг. Обладает наиболее полным ансамблем витражного искусства XIII века, считается одной из самых красивых готических церквей небольших размеров. Капелла была задумана Людовиком Святым как место хранения священных реликвий, вывезенных крестоносцами из разграбленного в ходе крестового похода Константинополя. Двухуровневая Святая капелла имеет небольшие размеры: её длина 35 м, а ширина 11 м. Это здание с единым нефом, упирающимся в семигранную апсиду. Снаружи строгость фундамента и мощность контрфорсов противостоят лёгкости верхних частей здания, увенчанного деревянным кедровым шпилем высотой в 33 метра. Шпиль изготовлен в XIX веке, но является точной копией шпиля XV столетия.
Подробнее: 
bigpicture.ru

Комментарии

You can definitely see your enthusiasm in the paintings you write.
The arena hopes for even more passionate writers like you who are not
afraid to say how they believe. All the time follow your heart.

Добавить новый комментарий